Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Как делать вязку арматуры под ленточный фундамент

Основа здания подвергается не только статическим нагрузкам, климатическим изменениям и влиянию осадков, но и ряду других факторов, которые могут причинить вред, если она находится без дополнительного укрепления. Вязка арматуры под фундамент помогает усилить конструкцию и повысить прочность дома.

Чтобы армирование было сделано по всем правилам, необходимо выполнять следующие требования:

  • Расстояние между продольными поясами арматуры не должно превышать 50 см. Количество поясов зависит от высоты фундамента.
  • Вертикальные и поперечные прутки арматуры (то есть поперечные пояса) устанавливаются с шагом 30 см согласно рекомендациям СНиП-а, но на практике часто делают шаг 50 см. Иногда поперечный пояс выполняют в виде прямоугольного хомута.
  • От каждого угла в обе стороны надо установить по 3-4 поперечных пояса с шагом 0,5 от основного.
  • От места примыкания в каждую сторону также необходимо сделать по 3-4 поперечных пояса с шагом 0,5 от основного.
  • Выбор диаметра основной продольной арматуры зависит от нагрузки на фундамент, то есть чем больше нагрузка, тем толще арматура.
  • Для вязки каркаса применяется только специальная проволока.
  • Для того чтобы после заливки раствора вокруг металлического каркаса с каждой стороны образовался защитный слой из бетона толщиной 50 мм, необходимо установить специальные приспособления: снизу каркаса «стульчики» или «лягушки», а с боков – «звездочки».
  • Армировать углы каркаса необходимо, только применяя специальные усиливающие конструкцию схемы, а не простым вязанием внахлест перпендикулярных прутьев арматуры.
  • Прямые участки каркаса желательно выполнять цельными кусками арматуры (стандартная заводская длина 11,7 м).
  • При стыковке продольных арматурных элементов необходимо строго соблюдать размеры нахлеста одного прутка на другой (для бетона марки М200 – 50 диаметров арматуры, для М250 – 40 диаметров, для М300 – 35 диаметров).
  • Недопустима стыковка продольных прутков арматуры в одном и том же месте по вертикали (разнос должен составлять не менее 60 см или 1,5 длины нахлеста).

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Использование арматуры в процессе вязки фундамента позволяет значительно улучшить его мощность и прочностные характеристики. Существует несколько способов вязки арматуры, об их особенностях и о том как правильно вязать арматуру для фундамента рассмотрим далее.

Возведение монолитных железобетонных оснований под здание или сооружение определено комплексом технологических процессов, в который включается армирование конструкций. Данный способ позволяет выдерживать опоре очень большие нагрузки, тем самым обеспечивает прочное положение даже домам сложной конфигурации.

Ленточный фундамент представляет собой монолитное устройство из бетона и металлического каркаса, где последний выполняет основную несущую способность постройки. Поэтому очень важно точно рассчитать параметры будущего строения, количество требуемых материалов и последовательно выполнять все этапы производства.

Одним из этапов строительства фундамента является создание арматурного каркаса. Именно эта конструкция отвечает за прочность основания под домом. В комплексе с бетоном она образует надежную опору для стен.

Вязка арматурных прутьев под ленточное основание считается наиболее подходящим способом скрепления металлической основы всей железобетонной конструкции. Этот вариант не только сохраняет линейную и пространственную форму каркаса, но и дает возможность балансировать конструкции для принятия оптимального положения под воздействием создающихся нагрузок.

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента не дает возможности соединенным элементам перемещаться относительно друг друга.

Надежность и долговечность любого сооружения, построенного на ленточном фундаменте, зависит от нескольких факторов, главным из которых является прочность самого фундамента. При этом важную роль в прочности фундамента играет его правильное армирование, так как арматура является «силовым скелетом» основания. О правильной вязке арматуры под ленточный фундамент мы поговорим в этой статье.

Часто будущие владельцы домов задают вопрос, можно ли заливать фундамент без арматуры. Такие вопросы возникают из-за желания экономии, и они вполне обоснованы. Но необходимо учитывать, что бетон хорошо воспринимает нагрузки на сжатие, но плохо переносит нагрузки, направленные на растяжение и изгиб. Напротив, арматура работает на растяжение, поэтому бетон и арматура удачно дополняют друг друга. Только совместная работа этих двух элементов позволяет основанию стать монолитным и крепким.

Для удовлетворения требований по безопасности, фундаментные конструкции должны иметь такие начальные характеристики, чтобы при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности. В зависимости от нагрузок, каждый фундамент отличается прочностью, закладываемой на этапе проектирования. На это влияет два параметра – вид бетона и вид арматуры. Поговорим подробнее про арматуру.

Для совместной работы бетона и арматуры необходимо четко следовать правилам и схеме армирования ленточного фундамента, изображенной на рисунке ниже:

  • размеры фундамента должны позволять свободно и правильно разместить арматурные каркасы;
  • в арматурном каркасе должно быть не менее четырех продольных прутьев;
  • рабочие стержни необходимо располагать с таким расчетом, чтобы обеспечить совместную работу арматуры и бетона, правильную стыковку арматуры и заливку фундамента;
  • необходимо обеспечить требуемый защитный слой бетона, чтобы обеспечить сохранность арматуры от воздействий окружающей среды, для фундаментов он должен быть не менее 5 см;
  • продольную стыковку арматуры нужно проводить внахлест, длина его должна составлять не менее 60 диаметров арматуры и не менее 25 см;
  • расстояние между продольными хомутами должно быть в пределах 30-80 см;
  • при плотном расположении арматуры нужно использовать бетон с мелкими заполнителями.

Вязание арматуры для фундамента выполняется с применением:

  • проволочного вязального материала. Технология такого вида монтажа отличается надежностью, пользуется популярностью. Вариантов увязки проволокой много, но многие предпочитают узловую;
  • муфт резьбового и обжимного типа. Применение возможно на участках механических стыков;
  • стальных скрепок. Металлические прутья соединяют, не устраивая проволочных узлов;
  • хомутов и фиксаторов из пластикового материала. Такими приспособлениями монтажные работы выполняются легко и оперативно, крепежные детали отличаются устойчивостью к воздействию коррозии. Но применение таких фиксаторов одобряют не все строители.

Многие задают вопрос: вязать или варить арматуру для фундамента? Второй способ более быстрый, но для его игнорирования имеются определенные веские доводы:

  • арматурная сталь в точках соединений сильно перегревается. Металл утрачивает до пятидесяти процентов прочности, если подвергается обработке сваркой. Эта особенность очень важна при вязке арматуры для углов фундамента, потому что в подобных местах чаще всего проявляются все негативные отличия такого способа;
  • если фиксирование опорных элементов выполнено жестко (сварочным агрегатом), то нагрузочные усилия на каркасную основу действуют неравномерно. В точках жестких сцепок создаются напряжения аномального характера;
  • если в процессе сборки будет допущена ошибка, то придется использовать для каркаса новый материал;
  • работа сварочным аппаратом подразумевает наличие специальных навыков и расходы на оплату электрической энергии.

Итак, можно ли варить арматуру для фундамента, а не вязать? Бывают ситуации, когда обвязка фундамента арматурой без применения сварки не выполняется:

  • если в фундаментной основе предусматриваются закладные элементы. Подобные детали монтируют в точках, где ожидается максимальная нагрузка на бетонную конструкцию. Закладные наваривают на арматурный скелет, чтобы спровоцировать равномерное перераспределение нагрузки;
  • если есть необходимость зафиксировать соединения продольного типа. В точках нахлеста арматуры создаются двойные слои, которые необходимо сваривать. Прутья встык не крепят, так как сечений будет маловато для прочного соединения.

Вязка каркаса ленточного фундамента

Итак, вкратце, несколько общих понятий об устройстве ленточного фундамента. Сам по себе он представляет сплошную бетонированную полосу, без разрывов на дверные или воротные проёмы, становящуюся основой под возведение всех внешних стен и капитальных внутренних перегородок. Сама лента заглубляется на определенное расчётное расстояние в грунт и одновременно выступает сверху своей цокольной частью.

Из общего разнообразия фундаментов для индивидуального строительства чаще всего выбирается именно ленточный
Из общего разнообразия фундаментов для индивидуального строительства чаще всего выбирается именно ленточный

Ленточные фундаменты тоже могут подразделяться на несколько разновидностей. Так, их не только заливают из бетона, но и делают сборными, применяя для этого, например, специальные фундаментные железобетонные блоки, или используя бутовое наполнение. Однако, так как наша статья посвящена армированию, в дальнейшем будет рассматриваться только монолитный вариант фундаментной ленты.

Ленточный фундамент можно отнести к универсальному типу оснований. Такой схеме обычно отдается предпочтение в следующих случаях:

  • При возведении домов из тяжелых материалов – камня, кирпича, железобетона, строительных блоков и им подобных. Одним словом, когда требуется равномерно распределить весьма значительную нагрузку на грунт.
  • Когда в планах застройщика получить в свое распоряжение полноценный подвал или даже цокольный этаж – только ленточная схема может это позволить.
  • При строительстве многоуровневых зданий, с применением тяжелых межэтажных перекрытий.
  • Когда участок под застройку характеризуется неоднородностью верхних слоев грунта. Исключение составляют лишь совершенно не устойчивые грунты, когда создание ленточного фундамента становится невозможным или нерентабельным, и есть смысл обратиться к другой схеме. Невозможен ленточный фундамент и в регионах с вечной мерзлотой.

Монолитный ленточный фундамент обладает немалым количеством других преимуществ, к которым можно отнести долговечность, оцениваемую многими десятками лет, относительную простоту и понятность возведения, широкие возможности в плане прокладки инженерных коммуникаций и организации утепленных полов первого этажа. По свои прочностным качествам он не уступает монолитным плитам, и даже превосходит их, требуя при этом меньших затрат материальных средств.

Наглядный пример допущенных грубых ошибок в проектировании фундамента – еще даже не испытав расчетной нагрузки, лента превратилась в гору строительного мусора
Наглядный пример допущенных грубых ошибок в проектировании фундамента – еще даже не испытав расчетной нагрузки, лента превратилась в гору строительного мусора

Однако, не следует думать, что ленточный фундамент является абсолютно не уязвимой конструкцией. Все перечисленные достоинства будут справедливы лишь в том случае, если параметры возводимого основания для дома будут соответствовать условиям района строительства, расчётной нагрузке, иметь заложенный резерв прочности.

Это – два ключевых параметра, от которых будет зависеть и сама схема армирования будущей фундаментной ленты.

Цены на арматуру

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

арматура

Базовыми величинами для строительства ленточного фундамента будут являться ширина ленты и глубина её заложения в грунт
Базовыми величинами для строительства ленточного фундамента будут являться ширина ленты и глубина её заложения в грунт

Но степени заглубления в грунт ленточные фундаменты можно разделить на две основных категории:

  • Малозаглубленный ленточный фундамент подойдет для строительства каркасных сооружений, небольших загородных домов и хозяйственных построек, при условии достаточно стабильного, плотного грунта на участке. Подошва ленты располагается выше границы промерзания грунта, то есть обычно не опускается ниже 500 мм без учета цокольной части.
  • Для зданий, возводимых из тяжелых материалов, а также на участках, где состояние грунта не отличается стабильностью, требуется лента глубокого заложения. Ее подошва уже опускается ниже уровня промерзания грунта, как минимум на 300÷400 мм, а при наличии в планах строительства еще и цокольного этажа (подвала) – еще ниже.

Понятно, что высота фундаментной ленты в целом, в том числе и глубина ее залегания – отнюдь не произвольные величины, а параметры, которые получаются в результате тщательно проведенных расчетов. При проектировании учитывается целый массив исходных данных: тип грунтов на участке, степень их стабильности как в поверхностных слоях, так и изменение структуры по мере углубления;

климатические особенности региона; наличие, расположение и другие особенности грунтовых водоносных горизонтов; сейсмические характеристики местности. Плюс к этому накладывается специфика планируемого к возведению здания – общая нагрузка, как статическая, создаваемая только массой конструкции (естественно, с учетом всех ее составляющих элементов), так и динамическая, вызываемая и эксплуатационными нагрузками, и всевозможными внешними воздействиями, в том числе ветровыми, снеговыми и другими.

Правильный расчет ленточного фундамента – вопрос слишком серьёзный, чтобы, не имея соответствующей подготовки, проводить его самостоятельно
Правильный расчет ленточного фундамента – вопрос слишком серьёзный, чтобы, не имея соответствующей подготовки, проводить его самостоятельно

Исходя из вышесказанного уместно будет сделать одно важное замечание. Принципиальная позиция автора этих строк заключается в том, что расчет базовых параметров фундаментной ленты – не терпит дилетантского подхода.

Несмотря на то что в интернете можно отыскать немало онлайн-приложений для проведения подобных расчетов, вопрос проектирования фундамента все же правильнее будет доверить специалистам. При этом нисколько не оспаривается корректность предлагаемых программ расчета – многие из них в полной мере соответствуют действующим СНиП и способны действительно выдать точные результаты. Проблема лежит в несколько иной плоскости.

Суть в том, что любая, даже самая совершенная программа расчета, требует внесения точных исходных данных. А вот в этом вопросе без специальной подготовки обойтись невозможно. Согласитесь, что правильно оценить геологические особенности участка под строительство, учесть все нагрузки, выпадающие на фундаментную ленту, причем – с разложением их по осям, предусмотреть все возможные динамические изменения – непрофессионалу просто не по силам. А ведь каждый исходный параметр имеет значение, и недооценка его вполне может затем «сыграть злую шутку».

Правда, если планируется возведение небольшого дачного домика или же хозяйственной постройки, то приглашение специалиста-проектировщика может показаться избыточной мерой. Что ж, на свой страх и риск хозяин может возвести малозаглубленный ленточный фундамент, воспользовавшись, например, примерными параметрами, которые приведены в таблице ниже.

Тип возводимого здания Сарай, баня, хозяйственные постройки, небольшой гараж Одноэтажный дачный домик, в том числе – с мансардой Одно- или двухэтажный коттедж, рассчитанный на постоянное проживание Двух или трехэтажный особняк
Среднее значение нагрузки на грунт, кН/м ² 20 30 50 70
ТИПЫ ГРУНТОВ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ГЛУБИНА ЗАЛОЖЕНИЯ ЛЕНТЫ (БЕЗ УЧЕТА ЦОКОЛЬНОЙ ЧАСТИ ФУНДАМЕНТА)
Выраженно каменистый грунт, опока 200 300 500 650
Плотная глина, суглинок, не распадающийся после сжатия усилием ладони 300 350 600 850
Слежавшийся сухой песок, супесь 400 600 Обязателен профессиональный расчет фундамента Обязателен профессиональный расчет фундамента
Мягкий песок, илистый грунт или супесь 450 650 Обязателен профессиональный расчет фундамента Обязателен профессиональный расчет фундамента
Очень мягкий песок, илистый грунт или супесь 650 850 Обязателен профессиональный расчет фундамента Обязателен профессиональный расчет фундамента
Торфяник Требуется иной тип фундамента Требуется иной тип фундамента Требуется иной тип фундамента Требуется иной тип фундамента

Еще раз подчеркнём –это лишь усредненные значения, которые нельзя рассматривать как истину в последней инстанции. В любом случае, если самодеятельный строитель пользуется подобными источниками, определенный риск он принимает на свою ответственность.

Теперь – о ширине фундаментной ленты.

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Здесь также есть свои особенности. Во-первых, для обеспечения жёсткости конструкции фундамента принято придерживаться правила, что общая высота ленты должна как минимум вдвое превосходить ее ширину – но это правило соблюсти несложно. А второе – ширина ленты в области подошвы должна быть такой, чтобы распределенная нагрузка была меньше рассчитанных параметров сопротивления грунта, естественно, еще и с определенным конструктивным запасом.

Наверное, нет смысла приводить здесь формулы и табличные значения сопротивления грунтов для проведения самостоятельных вычислений. Причина – та же: не столько сложность в выполнении расчетов, сколько проблемы с корректным определением исходных параметров. То есть опять же лучше по таким вопросам обратиться к профессионалам.

Ну а если строится легкое сооружение или дачный домик, то можно руководствоваться тем, что ширина ленты должна быть как минимум на 100 мм больше толщины возводимых стен. Как правило, при самостоятельном планировании фундамента берут круглые значения, кратные 100 мм, обычно начиная от 300 мм и выше.

Предлагаем ознакомиться  Крепление водосточного желоба к лобовой доске

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

Подставки под арматурный каркас

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Актуальность армирования

Основа здания должна выдерживать нагрузку, равномерно влияющую на всю его поверхность. Если эта конструкция будет неровной или с изъянами, тогда со временем стены покроются трещинами. Бетон хорошо справляется с осевой тяжестью и выдерживает большие нагрузки. Он защищает поверхность металла от воздействия окружающей среды и коррозии.

За счёт укрепления основы можно снизить затраты смеси и использовать в процессе кладки меньше бетона. Чтобы материал не повредился преждевременно, лучше избегать сварки конструкции, ведь длительное воздействие электрической дуги сказывается на прочности металла, заметно её снижая.

Нередки случаи, когда после сваривания на поверхности образуется дефект, разрушающий прочность металлических прутьев или соединений. Возникает он из-за использования строительного клея, который при заливке создает тяжесть для арматуры и приводит к ее разрыву. Это снижает прочность основы и может стать причиной появления трещин или проседания.

Без процесса зачистки и нанесения специальных средств сваренные вместе части прутьев могут поддаваться коррозии даже внутри застывшего бетона. Мастера советуют вместо сварки использовать стандартный метод обвязки композитного материала.

Выбор проволоки для вязки арматуры

Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:

  1. Вязка проволокой.
  2. Сварка.
  3. Пластиковые хомуты.

Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?

Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной.

Подобный метод имеет некоторые недостатки:

  1. Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
  2. Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
  3. Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.

Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.

Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:

  1. Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
  2. Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
  3. Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
  4. Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
  5. Себестоимость работы намного ниже.
узел связки арматуры проволокой

Пример вязки сетки из арматуры проволокой.

Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой.

Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.

Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.Недостатки, у данного способа следующие:

  1. Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
  2. Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
  3. Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
  4. Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
  5. Температура. Лопаются при отрицательных температурах.

На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.

Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:

  1. Ручной крючок.
  2. Вязальный пистолет.
  3. Шуруповёрт.
  4. Клещи.

Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.

Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.

Вязка арматуры под ленточный фундамент

В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.

Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.

Проволока – один из важных элементов работы. А это значит, что от её выбора зависит качество будущего каркаса, его прочность и скорость выполнения работы.

Согласно строительным нормам СНиП, а также положению из ГОСТ 3282-74, проволока должна соответствовать прописанным требованиям. Вот некоторые из них:

  • если арматура имеет сечение до 12 мм, то потребуется проволока для вязания сечением 1,2 мм;
  • если сечение от 16 до 18 мм, то сечением 1,6 мм;
  • при сечении больше 18 мм, используем сечение 2 мм (или две по 1,2 мм).

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

типы профиля арматуры

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Схема вязки арматуры с помощью крючка

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Подставка для монтажа верхнего каркаса  монолитной плиты

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

На основание здания воздействует не только его вес, но движение грунта, возникающее при сезонных изменениях. При замерзании почва расширяется и оказывает существенное давление на фундамент. Бетон недостаточно прочен и пластичен, чтобы выдержать такие нагрузки, поэтому выполняется армирование ленточного фундамента. Процесс включает создание металлического каркаса из прутков, который впоследствии заливается раствором.

  • высокое нормативное сопротивление;
  • пластичность;
  • долговечность;
  • стойкость к высокой и низкой температуре;
  • способность к сцеплению с бетоном;
  • устойчивость к коррозии.

Продукция металлопроката в виде круглых прутков с гладкой или рифленой поверхностью — оптимальный вид материала для армирования фундамента. Периодичный профиль, выполненный под определенным углом, овивает изделие и способствует лучшей адгезии с бетоном. Именно такой вид металлопроката применяется для формирования продольных составляющих каркаса. Для обеспечения пространственной связи в поперечном и вертикальном направлении каркаса можно использовать гладкий пруток.

Диаметр арматуры зависит от предполагаемой нагрузки, минимальный составляет 8 мм, а максимальный 16 мм. Легкая постройка на устойчивом грунте не требует массивного основания, значит, для армирования подойдет пруток 8-10 мм. Возведение опоры здания на пучистом участке требует использования стержней диаметром 14-16 мм.

  1. Горизонтальные прутья, размещённые вдоль стены. Они имеют длину разного размера в зависимости от проекта основы и могут разрезаться в процессе установки для создания переходов на углах.
  2. Для связки элементов между собой используются хомуты, которые делятся на вертикальные и горизонтальные, продольные и поперечные. Без них невозможно создать переход на разных уровнях и углах.
  • Из прутьев создаются четыре решетки, которые соединяются между собой, формируя грани прямоугольного короба.
  • Из арматуры делают прямоугольники с закругленными углами. Затем выполняется соединение прямоугольных колец по сторонам с помощью длинных прутьев.
  • Самым прочным и дорогостоящим способом считается создание каркаса в виде кристаллической решетки, имеющей прямоугольную форму. В принципе этот вариант повторяет предыдущие способы, но отличается большим внутренним усилением.

Выбор проволоки для вязки арматуры

При закладке основы делается запас прочности для того, чтобы в будущем здание смогло выдержать большую нагрузку или можно было в будущем спроектировать дополнительные помещения. Кроме использования бетона высокой марки нужно обращать внимание на арматуру. Строители выдвигают ряд требований к металлу:

  1. Схема вязки арматуры под ленточный фундамент не должна препятствовать равномерной заливке основного материала. Бетон нужно распределить по всему периметру до границ опалубки и хорошо закрыть им металлические прутья, чтобы каркас не виднелся на поверхности.
  2. При установке арматурного пояса учитывается расчётный шаг, чтобы расстояние между элементами было одинаковым по всей поверхности.
  3. На пересечениях каркаса нагрузка будет немного выше, поэтому плохо зафиксированных элементов здесь быть не должно.
  4. После установки арматурного пояса делается защитное покрытие металла специальным составом. Это поможет уберечь арматуру от влияния влаги и увеличит её выносливость.

Альтернативой металлу является стеклопластик, но мастера предупреждают, что каркас из этого материала будет не настолько прочным и выносливым, как металлический. При нагреве или резкой смене температуры основа начнёт терять прочность и поддаваться изменениям под нагрузками. Соединять элементы стеклопластика с помощью сварки нельзя.

В работе используются разные типы металлических прутьев, что зависит не только от ценовых показателей, но и от технических характеристик материала. Наиболее популярной в плане использования считается стальная арматура. Её условно делят на несколько классов по прочности и техническим характеристикам.

Волокна основы могут содержать в себе не только частицы базальта и арамидов, но и стекла. Это удешевляет материал, но негативно сказывается на его прочности. Композитную арматуру можно использовать только в случае комбинирования со стальной. Материал практически не сгибается и не подлежит сварочным работам. К его плюсам можно отнести лёгкость.

В качестве соединительных перемычек мастера советуют выбирать элементы с гладким профилем, которые легко можно крепить между собой. Рельефная поверхность помогает бетону лучше схватываться с металлом. Для соединения используют вязальную проволоку и специальный крючок, которым осуществляется связывание.

Стоимость элементов с такими фиксаторами больше, но и качество тоже выше. Их комбинируют с вязанием для удешевления каркаса. Пластиковые хомуты и клипсы являются дешёвым, но довольно некачественным способом быстрого соединения. Применять их рекомендуется только в случае создания каркаса для внутренних перегородок здания, поскольку для несущих стен этого недостаточно.

Материалы и инструменты для вязки арматуры

Учитывая то, что арматурный пояс придает всей конструкции устойчивость, воспринимая существенную долю нагрузки, от его качественного выполнения зависит многое.

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Как все же правильно вязать арматуру для ленточного фундамента? Принято понимать, что для создания каркасной основы необходимы стальные прутья. Строители предпочитают пользоваться следующими типами арматурной стали, разделяющейся по:

  • материалам изготовления. Железные прутья считаются классическим вариантом, неоднократно испытанным в деле. Их разделяют на шесть групп по уровню прочности, материал гнется и сваривается. Прутья композитные содержат в себе волокна базальта, углерода, стекла и арамида. Этот тип материала отличается более легким весом, приемлемой стоимостью, не ржавеет, не гнется и не подвергается сварным работам;
  • профилям. Гладкопрофильную чаще используют вместо перемычек для соединений. Прутовая саль, имеющая периодический профиль, различается рельефностью, с помощью которой улучшается сцепляемость с раствором.
Предлагаем ознакомиться  Какой песок нужен для фундамента

Для правильной вязки потребуются специальные инструменты. Если соблюдать правила вязки, то можно добиться более надежного соединения, чем сварка. Показатель прочности в соединительных узлах не понизится, помощь опытного сварщика не потребуется, все работы выполняются непосредственно в опалубочной конструкции или в непосредственной близости.

Разберемся, чем можно связывать арматуру для фундамента. При проведении таких работ можно пользоваться:

  • вязальным пистолетом. Наиболее быстрый метод. Устройством неудобно работать в труднодоступных участках, да и проволоку, предназначенную для вязки, он расходует в больших количествах. Основной недостаток инструмента – высокая стоимость. Если использовать приспособления китайского производства, то одного пистолета хватит на 1 основание;
  • крючком для вязки. Напоминает изогнутый и заточенный гвоздь, имеющий вместо шляпки рукоятку. В интернете можно найти материалы, как вязать арматуру шуруповертом, используя такой крючок в качестве насадки. Винтовые крючки промышленного изготовления работают эффективно, но процесс замедляют, оставляя длинноватые хвостики;
  • народными средствами. При небольших рабочих объемах и отсутствии специальных инструментов, допускается применение плоскогубцев или самодельного крючка, подготовленного из подходящего гвоздя. Качество работ будет не самым лучшим, подобная схема вязки арматуры для ленточного фундамента должной прочности не даст.

Конструкционные стержни различают по предназначению:

  • рабочие прутья. Продольные элементы арматуры, расположенные вдоль ленточного основания;
  • хомуты. Бывают поперечными, вертикальными и горизонтальными, соединяю каркасную конструкцию в одно целое.

Чтобы знать, как правильно вязать арматуру для строительства основания под частный дом, необходимо знать определенную схему работ:

  • используют композитные или сальные прутья с диаметром в 11 – 14 или в 12 – 18 мм, профилем периодического типа;
  • прутья выкладываются с нахлестом, соединяются горизонтальными элементами. Для мелкозаглубленного основания достаточно двух слоев по 2 – 4 стержня, в других конструкциях устраивают три слоя. Промежутки между прутьями не должны превышать тридцати – сорока сантиметров;
  • вертикальными элементами поддерживают верхние и нижние слои, размещают их с шагом в сорок – девяносто сантиметров. Нагрузка на них приходится небольшая, для изготовления подойдет материал с диаметром в 6 – 11 мм;
  • выполняется защита от воздействия коррозии. Каркас полностью должен быть залит бетоном, от верхнего края опалубки его должно отделять не менее шести – восьми сантиметров. Устраивая фундамент под частный дом, для вязки арматуры используют крючок.

Как правильно вязать арматуру, мы уже знаем. А сколько ее потребуется для устройства фундамента? Объем материала определяется на основании:

  • размеров фундаментной основы;
  • схемы, определяющей, как связать стальные прутья. Она включает в себя число слоев и продольно расположенных прутьев по всей ширине.

Итак, зачем вязать каркас и как правильно это делать? При выполнении таких работ придерживаются следующих рекомендаций:

  • в качестве рабочих прутьев применяют материал класса А400 и выше;
  • не следует пользоваться сваркой, так как она придает сечениям слабость;
  • металлические прутья обязательно связываются на угловых участках, использовать сварку в этих точках запрещается;
  • хомуты из гладкой арматуры изготавливать не следует;
  • чтобы металл имел надежную защиту от проявлений коррозии, защитный слой бетона с любой стороны стержня должен составлять не менее четырех сантиметров;
  • продольно размещенные прутья крепятся с нахлестом, составляющим не менее двадцати размеров их сечения и равным длине от 25 сантиметров;
  • если арматурные стержни располагаются часто, необходимо контролировать крупность наполнительных компонентов бетонного раствора, чтобы они не оседали среди прутьев, способствуя образованию пустотных участков.

Некоторые интересуются, что будет, если в фундамент положить просто арматуру без связки. Скажем откровенно – экспериментировать не следует, потому что это окажет негативное влияние на последующую эксплуатацию объекта.

Решив связать арматуру для ленточного фундамента, нужно правильно выбрать инструменты. Если он подходит под объёмы работы, то справиться с созданием каркаса можно сравнительно быстро.

Вязальный пистолет используется, если нужно быстро соединить большое количество прутьев. Но он не сможет справиться с работой в труднодоступных местах, поэтому применяется нечасто. Китайские модели не выдерживают большой нагрузки — пистолета может хватит на вязку каркаса одного фундамента. Стоимость инструмента составляет около 3500 рублей.

Крючок для вязки — стандартный вариант. Этим инструментом удобно пользоваться, но он оставляет длинные хвосты из проволоки. Соединение и фиксация каждого элемента происходит вручную.

Чтобы связать арматуру для ленточного фундамента своими руками, можно использовать плоскогубцы. Ими удобно перекручивать проволоку и убирать ненужные хвосты. Но этот инструмент недостаточно прочно создаёт связку, что в будущем может сказаться на конструкции.

Вязка каркаса ленточного фундамента

Защитный слой бетона обеспечивает сохранность прутов от воздействия окружающей среды, огнестойкости и огнесохранность. А также выполнять совместное сопротивление нагрузкам и сохраняет устойчивость конструкции.

Расстояние между прутами принимают, чтобы обеспечивалась:

  • совместная работа металлических стержней с бетоном;
  • возможность анкеровки и стыкования стержней;
  • соблюдалось качество бетонирования конструкции.

Расстояние между стержнями в свету принимают, в зависимости:

  • диаметра арматуры;
  • крупного заполнителя бетона;
  • расположения арматуры по отношению к направлению бетонирования;
  • способа укладки;
  • уплотнения бетона.

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Расстояние между горизонтальными элементами не должно превышать 30 см. Если после установки каркаса первого уровня оно больше, тогда исправить это можно путём стягивания продольных частей и связывания проволоки. Для вертикальных элементов сечение может быть меньше, поскольку нагрузка на них окажется невысокой. Специалисты советуют покупать для этого этапа стержни сечением 5—10 мм.

Для правильного расчёта количества материала учитываются размеры фундамента (длина, ширина и глубина), а также количество слоёв и продольных частей в каркасе. Металлические элементы можно покупать килограммами, а вот пластиковая арматура рассчитывается в метрах.

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Чтобы правильно вязать пластиковую арматуру для ленточного фундамента, лучше отказаться от автоматизации процесса и выполнять его вручную. Благодаря этому удастся избежать повреждения основы и создать прочный каркас.

Наибольшие нагрузки испытывают продольные части армирующего каркаса ленточного фундамента, поэтому для их изготовления используются профильные прутки арматуры диаметром от 12 до 20 мм в зависимости от нагрузки (количества этажей будущего здания и материала, который будет использоваться для возведения стен).

Необходимые инструменты и приспособления:

  • Специальный резак для арматуры (либо болгарка с дисками для резки металла).
  • Приспособление (может быть изготовлено из обрезков металлических уголков, швеллера и труб подходящего диаметра) для угловых загибов арматуры и изготовления вертикальных прямоугольных хомутов; Г-образных и П-образных армирующих элементов. При желании данное приспособление в заводском исполнении можно приобрести в строительном магазине.
  • Крючок, с помощью которого вяжут арматуру проволокой, или специальный вязальный аккумуляторный пистолет (можно взять на прокат – это значительно сэкономит время).
  • Специальные «стульчики» или «лягушки» для поднятия армирующего пояса на 50 мм от нижнего края гидроизоляционного слоя (можно использовать куски кирпичей подходящих размеров).
  • «Звездочки» для обеспечения зазора в 50 мм между опалубкой и армирующим каркасом.
  • Шаблоны с отверстиями для продольных частей арматуры, которые служат для удобства обвязки частей будущего каркаса (легко изготовить из досок или толстой фанеры).

Ниже читателю будут предложены три калькулятора, которые помогут в вопросах расчёта количества материала, необходимого для реализации выбранной схемы армирования ленточного фундамента.

Для расчета необходимого количества основной продольной арматуры каркаса ленточного фундамента необходимо знать несколько исходных величин:

  • В первую очередь – это общая длина создаваемой фундаментной ленты. Безусловно, сюда должны войти не только внешний периметр, но и все внутренние перемычки, если они предусмотрены проектом.
  • Второй параметр – число прутьев продольного армирования. Как определиться с этим количеством – было рассказано выше в данной публикации, с приложением соответствующего калькулятора.
  • Третий параметр – это число участков усиления, также рассмотренных выше. Сюда входят все углы и узлы примыкания фундаментных лент. Естественно, на этих участках расход арматуры повышается.

Программа учета, кроме того, учтет необходимость выполнения нахлестов арматурных прутов на прямых участках ленты. Длина нахлеста принимается равной 50d, то есть для наиболее часто используемых диаметров арматуры она составит от 500 до 600 мм.

Калькулятор выдаст результат в штучном количестве арматурного прута стандартной длины (11,7 метров). Иногда сложности транспортировки «длинномеров» вынуждают покупателей приобретать пруты, разрезанные надвое (5,85 метров). С одной стороны – транспортировка упрощается, но с другой – при этом неминуемо возрастает количество нахлестов арматуры при монтаже каркаса, то есть и общий необходимый метраж.

Цены на хомутатель

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

хомутатель

Итак, оптимальным материалом для изготовления хомутов становятся гладкие арматурные пруты класса A-I, диаметром 6 (при высоте ленты до 800 мм) или 8 (при большей высоте) миллиметров.

Шаг установки хомутов, придающих объёмную форму каркасной конструкции – не более 0,75 от высоты ленты (суммарно – и подземный, и цокольный участки), и при этом – не более 500 мм. Кроме того, шаг уменьшается вдвое на участках усиления. Все это учтено в программе предлагаемого калькулятора.

Стандартная форма выпуска арматуры A-I диаметром 6 и 8 мм – пруты длиной 6 метров. Учитывая то, что хомут должен быть цельным, часть прута очень часто уходит в обрезки, которые, впрочем, могут понадобиться на иных участках строительства.

Калькулятор после ввода значений выдаст минимально необходимое штучное количество 6-метровых прутов, которое потребуется для изготовления целых хомутов для всего каркаса ленточного фундамента.

Наконец, еще один вспомогательный калькулятор. Дело в том, что некоторые торговые организации, занимающиеся реализацией металлопроката, публикуют свои расценки, выраженные в рублях за килограммы или тонны продукции. Чтобы такое обстоятельство не поставило потребителя в тупик, можно провести быстрый и точный пересчёт необходимого количества арматурных прутов, которое было получено в предыдущих калькуляторах, в его весовой эквивалент. Для этого в программу расчета заложена удельная масса одного погонного метра стандартной арматуры разных диаметров.

  • Калькулятор вначале предложит определиться с направлением проведения вычислений – для гладких прутов класса A-I, или для арматуры периодического профиля класса A-III.
  • Поле этого необходимо будет указать, соответственно, диаметр гладких или рифленых прутов.
  • Далее, с помощью «бегунка» слайдера указывается ранее рассчитанное необходимое количество прутов.
  • После нажатия на кнопку расчета будет выдан результат в тоннах и килограммах.

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Перейти к расчётам

*   *   *   *   *

Итак, в настоящей публикации были подробно рассмотрены схемы армирования ленточного фундамента, с особым упором на правильную обвязку сложных участков, требующих обязательного усиления. Вопросам практической работы по увязке арматурного каркаса будет посвящена отдельная статья.

Не исключено, что у некоторых читателей остался невыясненным вопрос – а возможно ли для создания армирующего каркаса фундаментной ленты применять современный стеклопластиковый тип арматуры? На это можно ответить так: безусловно, за подобными материалами видится большое будущее. Подобная композитная арматура не подвержена коррозии, она не утяжеляет конструкцию, с ней проще решаются вопросы транспортировки, да и по общей стоимости она может выйти дешевле.

Однако, целый ряд специфических особенностей все же ограничивает ее применение, в том числе – и в области возведения фундаментов. Кроме того, ее использование пока что еще не нормировано, то есть определенных строгих правил, базирующихся на точных инженерных расчетах, не существует. А стало быть, самостоятельное применение композитной арматуры для каркаса ленточного фундамента – это весьма рискованное мероприятие, которое неизвестно чем может закончиться.

И в завершение публикации, традиционно – видеосюжет, в котором наглядно показан процесс армирования ленточного фундамента.

Несмотря на положительные характеристики, материал недостаточно изучен, поэтому стекловолоконную арматуру используют для ленточного фундамента очень редко.

  1. В траншею, выкопанную под фундамент, насыпается и утрамбовывается песчаная подушка. Ее высота зависит от заглубленности основания здания и составляет от 15 до 50 см.
  2. По периметру и в углах вбиваются вертикальные штыри, к которым производится привязка силовых поясов.
  3. На дно траншеи по всей длине укладывается кирпич или пластиковые подставки, которые обеспечат зазор между нижним поясом и грунтом.
  4. Рифленые прутки размещаются на кирпичных подставках, связываются между собой, поперечными и вертикальными стержнями. Между продольными прутьями оставляется расстояние 0,3 м, шаг поперечных перемычек — 20-50 см в зависимости от предусмотренной нагрузки. Стержни в местах пересечения фиксируются проволокой. Такое крепление не напрягает металл как сварка и создает «плавающий» каркас, не повреждающийся от движения грунта.
  5. Второй пояс привязывают к вертикальным стойкам и выполняют обвязку. Обязательно проверяется уровень горизонта каркаса на каждом этапе. Схема армирования предусматривает соединение продольных и поперечных стержней в квадратные или прямоугольные ячейки. Чтобы ускорить процесс, возможен вариант, не резать длинный пруток на части, а сгибать в форме четырехугольника с нужной длиной стороны.
  6. На углах фундамента продольные прутья должны загибаться и заходить друг на друга с нахлестом. Этот участок подвержен наибольшему числу различных нагрузок. Для усиления увеличивают количество продольных стрежней и добавляют специальную арматуру.

Как рассчитать необходимое количество арматуры?

Соединение бетона и металла создает конструкцию, способную выдержать высокие динамические нагрузки. Особенностью ленточного основания является существенная длина при небольшой ширине, около 40 см. Такая конструкция получает значительную нагрузку в продольном направлении. На этом участке устанавливаются рифленые прутки сечением не менее 10 мм. При самостоятельном строительстве фундамента потребуется выполнить расчет арматуры.

Проведение вычислений потребует значения нескольких параметров:

  • ширина и длина здания;
  • глубина траншеи;
  • длина внутренних стен;
  • количество прутков в верхнем и нижнем поясе армирования.

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Зная длину и ширину, рассчитывается периметр. Например, длина 10 м, ширина 6 м, плюс внутренняя стена 6 м.

(10 6) x 2 6 = 38 м — общая длина стен. В обычной обвязке используется по два прутка в верхнем и нижнем армирующем поясе. Это означает, что всю длину нужно умножить на четыре. 38×4 = 152 м рифленых стержней. Если здание строится на заглубленном основании, поясов армирования укладывается 3-4, соответственно увеличивается метраж металлопроката.

Количество гладкой арматуры для поперечного расположения рассчитаем с шагом 0,4 м, получаем 38. 0,4 = 95 штук. Величина горизонтальных штырей равняется 0,4 — 0,1 = 0,3 м (по 5 см отступают от каждой стенки опалубки). Необходимый метраж металлопроката составит 95×0,3 = 28,5 м

Длина вертикальных прутков зависит от глубины фундамента, при значении 80 см она составит 0,8 — 0,1 = 0,7 см (10 см приходится на отступы сверху и снизу, необходимые при монтаже каркаса). Можно вычислить размер одной перевязки (0,3 0,7) x 2 = 2 м. Количество армирующих связок равно числу поперечных прутков 95×2 = 190 м — общее количество гладкой арматуры.

Предлагаем ознакомиться  Какой фундамент нужен для бани из пеноблоков

Для фиксации понадобится проволока сечением 1 мм, на каждую связку приходится около 0,3 м. Перед покупкой металлопроката необходимо с помощью ГОСТов перевести метраж в килограммы.

Используя чертежи проекта, составляется схема армирования. Имея наглядное пособие, проще выполнить расчет материала.

Возведение каркаса не отличается большой сложностью, но точность расчетов применяемых материалов позволит вам избежать многих ошибок.

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Определим вычисления в несколько этапов.

Для горизонтальной укладки:

  • рассчитываем периметр фундамента (длина всех стен);
  • добавляем длину перегородок;
  • складываем обе величины;
  • полученное число умножаем на 4 (используется четыре ряда стержней);
  • прибавляем погрешность (15%) на захлесты.

Устройство поперечной и вертикальной арматуры:

  • определяем ширину и высоту фундамента;
  • вычисляем периметр (h*2 b*2);
  • получаем количество метров стержней через каждые 0,5 м;
  • делим длину стен на 50 см (рекомендуемый шаг);
  • в итоге выходит число прямоугольников;
  • добавляем два (углы);
  • аналогично высчитываем количество прутьев для перегородок;
  • складывая результаты, находим общее количество (прямоугольников);
  • зная шаг (2,5 м), умножаем на итоговое;
  • прибавляем на потери.

Чтобы не запутаться в расчетах рекомендуем начертить предварительную схему, с разметкой всех стыков и углублений.

Зная требуемое количество металлических прутьев в метрах, можно пересчитать объем в килограммы. Для вычисления существуют нормативные сортаменты, где указан вес (на длину) арматуры по диаметрам.

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Востребованность ленточного фундамента объясняется его надежностью и универсальностью. Простота монтажа, длительный срок службы и возможность устройства на любых видах грунта, делают его все более популярным.

Заслуженно, здесь играет свою роль арматурный каркас. Благодаря армированию, бетонное основание имеет большую прочность и устойчивость.

Правила армирования углов и примыканий

Правила для создания армирующего каркаса

  • Использовать нужно только качественную прочную арматуру.
  • Не следует использовать для армирования гладкие прутья, так как в этом случае снижается сцепление металла и бетонного раствора, а соответственно прочность всего фундамента.
  • Продольное соединение рекомендуется выполнять способом внахлест.
  • Вязка арматуры в углах каркаса и в местах его пересечения должна иметь особую прочность.

Углы и примыкания ленточного фундамента усиливаются и стыкуется с продольной рабочей арматурой. Неправильное соединение может повлечь за собой появление поперечных трещин, расслоений и отколов.

При строительстве используются общие правила, описанные в СП 50–101-2004. Пруты соединяются способами изложенными в СП 52–101-2003.

Стыки внахлёстку без сварки:

  • с прямыми концами стержней периодического профиля;
  • с прямыми концами стержней с приваркой или установкой на длине нахлёстки поперечных стержней;
  • с загибами на концах (крюки, лапки, петли); при этом для гладких стержней применяют только крюки и петли.

Сварные и механические стыковые соединения:

  • со сваркой арматуры;
  • с применением специальных механических устройств (стыки с опрессованными муфтами, резьбовыми муфтами и др).

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Пошаговая инструкция по укладке и вязке арматуры

Вязать арматурный каркас и укладывать его на место одному человеку достаточно сложно и неудобно. Лучше всего выполнять работу командой из двух или трех человек.

Создавать металлический скелет нужно в определенной последовательности:

  1. Готовят прутья арматуры. Для этого необходимо разрезать длинные прутья на нужную длину.
  2. На ровной площадке укладывают два длинных прута и выравнивают их торцы.
  3. Отступив от края прутьев около 20 см, одним из способов привязывают с двух сторон горизонтальные распорки.
  4. Выдерживая расстояние от 20 до 40 см, привязывают аналогичные распорки по всей длине. В результате получился один элемент каркаса.
  5. Чтобы получить вторую часть, необходимо повторить действия.
  6. Далее нужно скрепить вместе обе части. Для этого по краям конструкций привязывают по две горизонтальные распорки.
  7. Теперь аналогичным образом связывают каркас по всей длине.
  8. На дно траншеи устанавливают подкладки, имеющие высоту около 5 см. На этих подкладках будет лежать нижний ряд каркаса. По бокам траншеи устанавливают подпорки, которые будут удерживать сетку в нужном положении.
  9. Далее измеряют не провязанные углы и стыки и отрезают соответствующие куски арматуры. Этими отрезками собранные на земле сетки будут связываться в единую конструкцию.
  10. Вязку арматуры выполняют методом внахлест. Вначале связывают нижние повороты, после переходят к вертикальным стойкам, а в последнюю очередь выполняют вязку верхних поворотов.

Для выполнения работ используется горячекатаная сталь периодического профиля классов А3 и высокопрочная проволока Вр. Выбор диаметров зависит от предполагаемой (проектной) нагрузки на основание. Монтажные работы ведутся непосредственно на строительной площадке.

После закупки и доставки материала на объект строительства, с ним необходимо сделать следующее:

  • разложить по диаметрам;
  • очистить от грязи;
  • выровнять стержни (если требуется);
  • нарезать заготовки заданного размера.

Готовые элементы собирают в единую конструкцию вязкой с нахлесткой. Арматурный пояс представляет собой два ряда вертикальных металлических стержней, соединенные горизонтальными.

Прежде чем приступать к монтажу блоков из арматуры, необходимо установить опалубку. Далее устанавливается два пояса: нижний (над землей) и верхний. Каждый слой заливается бетоном.

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Сам процесс выполнения работ состоит из следующих стадий:

  • вбить в грунт фиксаторы (куски стержней) в нижней части фундамента для образования защитного слоя бетона;
  • последовательно, уложить все блоки каркасов;
  • все стыки узлов соединить вязальной проволокой;
  • провести выверку установленных элементов.

Оптимальным вариантом считается ленточный фундамент, армированный по прямоугольнику или квадрату. Это объясняется возможность легко определить и установить оси. Вязка – процесс трудоемкий, но считается эффективным.

Работы производятся, вручную, с помощью специального крючка или плоскогубцами.

Для большей устойчивости, армирующий каркас соединяют клеточкой, при этом углы располагают под углом 90 градусов.

Режется кусок проволоки, длинной до 30-50 см, складывается по центру и прикладывается к месту соединения. Затем, в образовавшуюся петлю, продевается крючок, в нее вводятся концы прутьев, которые впоследствии выворачиваются до упора, образуя прочное скрепление.

Существует другой способ вязки – с помощью механических инструментов:шуруповерта (специальная насадка) и электрического крючка. В данном случае технологический процесс значительно ускоряется.

Сложнее выполнять работы по армированию на торцах фундамента. Здесь желательно использовать гнутые прутья, которые надежно соединяют примыкающие. Заготовки крепят в блок посредством жгутов (хомут), а в местах стыка монтируются усиления (П или Г- образной формы).

Загибание арматуры и укладка в нахлест, с помощью хомутов, на расстояние от угла до 1 м значительно повышает прочность будущей конструкции.oes here

  • Следует особое внимание уделить армированию углов здания, т.е. на этих участках основание несет нагрузку в несколько направлений.
  • Чтобы избежать попадания влаги, стержни не должны соприкасаться близко с опалубкой и грунтом.
  • Для изготовления изделий применяется металл высокого качества, без ржавчины и не бывший в использовании.
  • Не рекомендуется «доращивать» уже готовый каркас. На любое дополнение должен быть расчет.
  • Требуются практические навыки для вязки арматуры.
  • В процессе работы можно чередовать разные способы соединения узлов каркаса.
  • Вязать арматуру только при наличии нахлестов.

Вязка композитной арматуры

Одним из видов композитной арматуры являются стеклопластиковые элементы, которые в последнее время пользуются большой популярностью при возведении фундаментов. Объясняется это наличием некоторых преимуществ:

  • Более низкая цена.
  • Небольшой вес.
  • Не поражается коррозией.
  • Высокие прочностные характеристики.

Соединение стеклопластиковой арматуры выполняют по тем же правилам, что и металлические прутья. Но следует выбирать способы, исключающие сгибание прутьев, так как стеклопластик при сгибе легко сломать.

Вязать современный армирующий материал можно традиционной вязальной проволокой. Однако наиболее эффективным считается использование специальных зажимов, для изготовления которых используется литой полиэтилен.

Вязка арматуры под ленточный фундамент – процесс не сложный, однако он требует внимательного отношения к каждому элементу. От правильной вязки арматурного каркаса зависит прочность и надежность основания и будущего строения в целом.

Ошибки армирования углов ленточного фундамента

Фундамент – это одна из наиважнейших частей любого строения, поэтому ему надо уделить особое внимание уже на этапе проектирования здания. Чаще всего в качестве основания для возведения загородной постройки выбирают ленточный фундамент, который представляет собой конструкцию из металлического каркаса, залитого бетоном.

Первый способ

Основная внешняя продольная арматура загибается под 90 градусов. Внутренние продольные прутки также загибаются под 90 градусов и крепятся проволокой к внешним продольным пруткам. Величина загнутой части внутренних прутков должна равняться 50 диаметрам продольной арматуры. Такие же операции необходимо провести на всех горизонтальных уровнях армирующего каркаса.

Шаг вертикальных (поперечных) арматур в угловых элементах и местах примыканий должен составлять 0,5 основного шага. Это же требование к шагу относится и ко всем остальным методам армирования угловых частей и мест примыканий.

Второй способ

Этот метод анкеровки в угловых соединениях и местах примыканий для изготовления металлического каркаса считается наиболее простым и часто используется. Если длины продольных прутьев не хватает, чтобы их загнуть, применяют Г-образные крепящие элементы. Длина каждого плеча такого элементов должна составлять не менее 50 диаметров основной арматуры.

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Внешние продольные прутки связываются одним Г-образным элементом между собой. Каждый внутренний продольный элемент соединяется с внешним прутком арматуры с помощью Г-образного элемента. Для армирования одного углового соединения потребуется три Г-образных хомута на каждый продольный уровень каркаса. Для места примыкания необходимо по два таких элемента на каждый уровень.

Третий способ

Чтобы сделать металлический армирующий каркас более прочным устанавливаем в углах и местах примыканий П-образные элементы. Ширина таких элементов соответствует ширине армирующего каркаса, а длина – не менее 50 диаметров продольного арматурного прутка. Эти элементы вяжутся к основным продольным прутьям открытой частью буквы «П» по направлению от угла.

При сложной геометрии ленточного фундамента, некоторые углы могут быть гораздо больше 90 градусов. Тупой угол также необходимо армировать по специальным схемам, увеличивающим прочность каркаса. Существуют два основных способа правильного армирования тупых углов фундамента.

Первый способ

Оптимальным решением для армирования тупого угла является загиб внешней продольной арматуры под необходимым углом. Внутренние продольные хлысты также загибаются под тем же углом, и вяжутся к внешней продольной составляющей каркаса. Длина каждой загнутой части внутреннего продольного прутка составляет не менее 50 диаметров основной арматуры.

Второй способ

Для укрепления тупых угловых частей каркаса используются дополнительные элементы, загнутые под необходимым углом. Длина плеча такого изогнутого элемента должна равняться не менее 50 диаметров продольной арматуры. Перехлест при вязке варьируется в пределах от 35 до 50 диаметров арматуры в зависимости от марки цемента, применяемой для бетонного раствора.

Наибольшее количество ошибок, которые допускаются при изготовлении арматурного каркаса для ленточного фундамента, происходит именно при армировании угловых элементов и мест примыканий. Самая распространенная ошибка – вязание перекрещивающихся прутков в угловых частях фундамента, которая ведет к значительному ослаблению конструкции. На профессиональном языке это называется «разрыв арматуры».

Еще одной распространенной ошибкой является простой загиб внешних и внутренних продольных прутков арматуры без применения дополнительных усиливающих элементов. Это же относится и к армированию тупых угловых частей каркаса.

Важно! Если вязка производится перпендикулярно насечкам рифленой арматуры, то это приводит к ее проскальзыванию в момент заливки бетона и нарушает геометрию каркаса. Если вязка производится параллельно насечкам (то есть проволока укладывается в углубления на арматурных прутьях), то это обеспечивает более плотное и надежное соединение.

Как правило, последовательность сборки арматурного каркаса фундамента состоит из последовательной сборки прямых участков и связи их в углах фундамента и в местах примыкания внутренних перегородок. На эти участки стоит обращать особенное внимание, так как основные изгибающие и скалывающие напряжения возникают здесь.

Армирование углов ленточного фундамента и мест примыкания стен проводят при помощи жестких лапок, Г и П-образных хомутов.

При использовании жесткой лапки, напоминающей кочергу, длиной не менее 35d рабочего стержня, гнутая часть арматуры располагается таким образом, чтобы внешние стержни в обоих направлениях были соединены, а внутренние стержни привариваются к внешним прутьям. Этим способом можно избежать распространенной ошибки при армировании– отсутствия связи между внешними и внутренними стержнями. В местах изгиба с внутренней стороны ставится вертикальная арматура.

Принцип установки Г-образного хомута аналогичен, только вместо лапки используют гнутый стержень стороной не менее 50d рабочей арматуры. Здесь также внутренние стержни одного направления соединяются с внешними прутьями другой стороны. Хомуты П-образной формы позволяют соединять параллельные внешние и внутренние стержни в одном направлении соединить к перпендикулярно расположенному внешнему стержню в другом направлении. На углах фундаментов применяют два таких хомута, на местах примыкания стены только один.

Здесь возникает вопрос, как правильно гнуть арматуру для фундамента. Для этого используют специальное приспособление — арматурогиб, состоящее из трех стержней разного диаметра, жестко закрепленных на устойчивое, преимущественно стальное основание. Такое приспособление можно изготовить самостоятельно, либо приобрести в магазине.

  • Жёсткого соединения внахлёст и «лапок».
  • Г-образного хомута.
  • П-образного хомута.

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Армирование тупых углов ленточного фундамента при помощи нахлеста.

Зачем нужно армировать ленточный фундамент

Сам бетон является довольно прочным и долговечным строительным материалом, хорошо выдерживающим вертикальное давление. Однако без надлежащего армирования фундамент не выдержит нагрузок на разрыв, сжатие в горизонтальном направлении и изгиб (все это приведет к образованию трещин). Поэтому основой любого ленточного фундамента является армирующий каркас.

Зная о том, как правильно армировать ленточный фундамент, а особенно углы и места примыканий, можно собственноручно построить основу любого здания, будь то небольшая дачная беседка или трехэтажный дом. Правильно рассчитанная и изготовленная монолитная железобетонная конструкция фундамента станет гарантом долговечности и прочности любого здания.

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector