Узел для вязки арматуры

Использование специальной вязальной проволоки

Схематическое отображение способов вязки арматуры
Схематическое отображение способов технологии вязки арматуры

Для формирования металлического каркаса основания применяется три метода обвязки:

  1. Сварка. На первый взгляд, сварка – это самый простой и эффективный способ соединить арматуру, но на практике все выглядит иначе. Во время сварочных работ металл нагревается до высоких температур и деформируется, а это частичная потеря жесткости. Также приходится нанимать профессионального сварщика, который знает о свойствах металла, сможет не пережечь его, а это дополнительные финансовые расходы. Также существует риск разрушения места сварки во время работы промышленного вибратора. Возникают сложности, если гнуть металл неподалеку от места сварки.
  2. Соединение с помощью гнутой проволоки или пластиковых хомутов (стяжек). Этот метод популярен среди многих застройщиков, так как соединение можно сделать своими руками в считанные минуты. Если применяется гибкая проволока, то для соединения звеньев нужно использовать специальный инструмент. Пластиковые хомуты надежнее проволоки, но стоят дороже. Схема соединения аналогичная, только тогда приходится гнуть прутья под необходимым углом.
  3. Внахлест. Этот метод подразумевает соединение арматуры внахлест с дальнейшей фиксацией проволокой. Практикуется больше для горизонтальных поясов, сделанных из сетки, а внутри соединения используется вертикальный гладкий прут.

Любой из вышеперечисленных методов можно реализовать своими руками. При этом приходится гнуть металл, что сделать достаточно проблематично, учитывая жесткость арматуры и ее минимальный диаметр для горизонтальных поясов от 12 мм.

Эскиз правильного создания соединения арматурных прутьев
Эскиз технологии правильного создания соединения арматурных прутьев и обвязка крючком

Вязать арматуру вполне реально, используя подручные средства. Но стоит отметить, что правильное связывание прутьев между собой не гарантирует соблюдение всех строительных норм и качественного монтажа. Так как схема вязки каркаса зависит от типа фундамента, его размеров, толщины и типа используемого материала. Поэтому нужно учесть несколько ключевых правил:

  1. Если в качестве арматурного каркаса будет использоваться сетка, тогда обвязку нужно делать внахлест.
  2. Учитывая тип и сечение арматуры, необходимо рассчитать длину перепуска в местах соединения.
  3. Гнуть прутья нужно строго под определенным углом и равномерно.
  4. Учитывается марка бетона и условия работы в месте соединения. Минимальная длина перехлеста не менее 25 см.

Если армирование проводится на высоте от 3 метров, тогда без строительных лесов или подмостки не обойтись. Технология обвязки получается более сложная, ввиду существующих правил безопасности при высотных работах. Обвязка проводится в три этапа:

  1. Сначала подготовить арматуру, подвязать к ней стропы.
  2. Поднять на необходимую высоту, выровнять и уложить в пластиковые направляющие.
  3. Связать прутья по любой перечисленной технологии.

Стоимость обвязки относительно невысокая, так как мастера могут обработать несколько квадратных метров каркаса за час. А при применении специальных вязальных инструментов, еще быстрее. А качество вязки прутьев и соответствие всем строительным нормам они гарантируют, тем более что гнуть прутья будут специальными щипцами.

Видео инструкция

Усиленные стальными каркасами бетонные изделия называют железобетоном, что подчёркивает значимость армирования. Материал приобретает свойства, которых был лишён в обычном состоянии. В отличие от искусственного камня способного воспринимать колоссальные сжимающие нагрузки, для стали или композитных стержней характерно высокое сопротивление растяжению.

Вязаные и сварные каркасы собирают в разных производственных схемах. При заводском изготовлении сборных железобетонных изделий, сварка выгоднее и технологичние. Позволяет через автоматизацию процесса сокращать затраты ручного труда. Вязка арматуры для фундамента, сборка арматурных каркасов на строительной площадке ведётся вручную, поэтому с расширением применения монолитного железобетона, значение вязки стержней возросло, повысился спрос на рабочих этого профиля.

Профессия арматурщика издавна считалась относительно сложной, требуя углублённых знаний и умения читать чертежи армирования, что иногда вызывает затруднения даже у инженеров. Ошибки способны привести к негативным последствиям, поэтому при возведении объектов подрядными организациями, соответствие каркаса проектной документации проверяет представитель технического надзора заказчика или генподрядчика перед началом бетонирования.

В индивидуальном строительстве этот этап контроля обычно отсутствует, а застройщик не обладает необходимыми знаниями, качество работ всецело зависит от добросовестности исполнителей. Фундаментные конструкции, относясь к ответственной части сооружения, имеют сравнительно простое армирование, которое застройщик способен выполнить самостоятельно или проверить качество работ, сделанных привлечёнными мастерами.

Стержням требуется придать проектное положение в теле готовой конструкции, иначе арматура не сможет правильно воспринимать усилия, обеспечивая работу изделия в штатном режиме. Составляющие каркас элементы скрепляются между собой таким образом, чтобы места стыков не вызывали ослабления сечения, надёжно фиксируя конструкцию до начала бетонирования.

Пространственная рама должна обладать достаточной жёсткостью, позволяющей выдержать вес залитого в опалубку бетона с последующим виброуплотнением без смещений на недопустимую величину, приводящего к изменению характера восприятия нагрузок.

Армирование ленточного фундамента.

Сталь подвержена влиянию коррозии, активно развивающейся в кислой или щелочной среде, свойственной грунтовым водам, поэтому стержни отделяются от внешних воздействий слоем бетона толщиной 5 сантиметров. В сечениях, работающих на изгиб, бетон воспринимает сжимающую нагрузку и часть растягивающей, образуя при этом трещины.

В процессе вязки арматуры для фундамента стержни скрепляются между собой вязальной проволокой внахлёстку или крестообразно.

Сращивание стержней по длине внахлёстку.

При стыковке по длине важно учитывать расстояние, на которое запускаются прутья друг на друга. Оно зависит от диаметра элементов и характера работы сечения, имея различную величину в растянутом и сжатом поясе.

Длина нахлёста стержней в растянутой зоне сечения в зависимости от марки бетона выраженная в диаметрах арматуры.

Уменьшение марки бетона приводит к увеличению напуска и расходу материала. Минимально допустимый нахлёст регламентируется ГОСТ 10922-2012 и не может быть менее 250 миллиметрам. В растянутой зоне наименьшая величина составляет 40 диаметров, в сжатой зоне допускается её снижение до 30 диаметров.

Длина нахлёста стержней в сжатой зоне сечения в зависимости от марки бетона выраженная в диаметрах арматуры.

Нормативы запрещают устройство стыков в местах фокусирования нагрузки на стержни, где воздействия на них достигают максимальных значений. К таким сечениям относятся углы и примыкания стен ленточного фундамента, середина пролёта, ограниченного поперечными стенами. Помимо сращивания стержней по длине, распространено крестообразное крепление.

Схема армирования центральной части фундаментной балки.

Узел для вязки арматуры

Таким образом, закрепляют продольную арматуру с фиксированным зазором, связывая каркасы, расположенные в разных плоскостях. Для вязки перекрещивающихся элементов используются приёмы, рекомендованные нормативными документами, которых требуется придерживаться.

Рекомендованные способы вязки крестообразных стыков.

При контроле качества соединений обращают внимание на жёсткость стыка и плотное прилегание стержней друг к другу.

Арматурные изделия скрепляют при помощи стальной вязальной проволоки, позволяя дёшево и быстро создавать надёжные соединения двух и более стержней. Применяют проволоку толщиной около одного миллиметра из низкоуглеродистой стали. После предварительного отжига, материал лишается упругих свойств и легко держит приданную форму.

Распространение недорогих и прочных пластиковых хомутов, специально приспособленных для стягивания изделий, коснулось и этой области. При правильном подборе толщины и материала стяжки, они удовлетворительно выполняют задачу, став стандартным креплением для связывания композитных стержней. В частном строительстве используют оба вида изделий, делая выбор на основании собственного понимания удобства.

Создание узла самодельным крючком.

В отличие от готовых синтетических стяжек, для создания узлов из проволоки используются специальные инструменты. К простейшим приспособлениям относятся вязальные крючья заводского исполнения, или сделанные своими руками. Вязка с их помощью ведётся различными приёмами, но даже элементарный узел позволяет добиться необходимой прочности и жёсткости стыка.

Производительность такого метода невысока, но удовлетворительна для большинства случаев. Низкая цена приспособлений способствует их повсеместному распространению.

Узел для вязки арматуры

Пистолет для обвязки.

Использование специального ручного инструмента ускоряет работу и не требует профессиональных навыков от исполнителя. Приобретённые приспособление с вращающимся вытяжным крюком или клещи, позволят сформировать узел и скрутку благодаря особенностям конструкции. При значительных объёмах вязки применяют пистолет с рабочим механизмом, самостоятельно создающим крепление, отвечающее требованиям технологии. Из-за дороговизны инструмент редко встречается в индивидуальном строительстве.

Выводы

Вязка арматурного каркаса фундамента не относится к сложным строительным работам, осуществляется при помощи недорогих инструментов и материалов. Неправильно выполненные стыки легко исправить, заново создав узел в другом положении. При отсутствии опыта и чертежей армирования следует предварительно проконсультироваться с профессионалами, чтобы избежать ошибок при размещении арматурных стержней.

Вязка арматуры для фундамента частного дома

Видео инструкция

Ленточный фундамент по праву занимает лидирующие позиции, как наиболее популярный у застройщиков тип основания для зданий
Ленточный фундамент по праву занимает лидирующие позиции, как наиболее популярный у застройщиков тип основания для зданий

Сам по себе такой фундамент представляет собой железобетонную ленту, которая может иметь разную ширину, толщину и высоту. Эти параметры зависят от проекта будущего здания – размеров стен и материала, из которого планируется возвести стены, общей массивности строения, состояния грунтов на участке застройки и целого ряда других важных факторов.

Предлагаем ознакомиться  Пароизоляция потолка по деревянным балкам

Но в любом случае ленточный фундамент устанавливается по периметру будущего строения, имеет замкнутый контур, который и предназначается для дальнейшего возведения несущих стен. При необходимости этот вид фундамента дополняется внутренними перемычками, которые становятся основой для возведения на них внутридомовых капитальных перегородок.

Глубина залегания подошвы ленты может существенно различаться, в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, при неустойчивых верхних слоях грунта на участке ведения строительства, подошва ленточной основы полностью заглубляется ниже уровня промерзания или же исполняется в сочетании со свайным фундаментом.

Фундаментная лента может быть глубокого или малого заложения, иногда усиливается дополнительно монолитными сваями
Фундаментная лента может быть глубокого или малого заложения, иногда усиливается дополнительно монолитными сваями

Как бы то ни было, требования к полноценному и качественно исполненному армированию равнозначно важны для любой разновидности ленточного фундамента. Только при таком условии основа оптимизирует нагрузку от стен дома на грунт по всему периметру строения, что минимизирует риск проседания здания, перекос и деформацию всех его составляющих строительных конструкций.

Обустраивая каркас ленточного фундамента, нужно учитывать некоторые нюансы:

  • Наибольшие нагрузки выпадают на продольные прутья каркаса верхнего и нижнего (в особенности) пояса армирования. Поэтому, учитывая характеристики грунта и особенности будущего здания, для них выбирается арматура периодического профиля диаметром от 10 мм, а если длина ленты на любом из участков превышает 3 метра (а так чаще всего и получается) то не менее 12 мм.
  • Продольная арматура должна быть расположена на расстоянии от донной части, боковых стен и верхней границы заливки цементного раствора на расстоянии от 30 до 50 мм. Например, если обустраивается фундамент шириной в 400 мм, расстояние между продольными прутьями в горизонтальной плоскости должно составлять 300 мм.
  • Расстояние между двумя соседними параллельными прутьями продольного армирования не должно превышать 400 мм.
  • Для поперечных и вертикальных элементов каркаса используются гладкие прутья диаметром 6÷8 мм (при высоте ленты 800 мм и более – не менее 8 мм). Такого сечения будет вполне достаточно, так как на них выпадает меньшая нагрузка.
Одна из самых простых схем армирования ленточного фундамента неглубокого заложения
Одна из самых простых схем армирования ленточного фундамента неглубокого заложения
  • Расстояние между хомутами (поперечными арматурными отрезками и стойками) может варьироваться от 100 до 500 мм. Последнее значение является максимальным, поэтому превышать его – нельзя.  Лучше всего исходить из расчета, что шаг установки хомутов равен 0,75×h, где h – это общая высота фундаментной ленты.
  • Количество ярусов продольного армирования и количество стержней будет зависеть от высоты и ширины ленточного фундамента. СНиП установлены минимальные соотношения площади сечения ленты и суммарной пощади сечения прутов продольного основного армирования.
  • Если нагрузка на фундамент не будет слишком велика, то конструкция каркаса предельно упрощается и представляет собой в сечении прямоугольник без дополнительных, укрепляющих прутов. То есть в нижнем и верхнем армирующем поясе используются по два продольных прута, которые увязываются с вертикальными и горизонтальными перемычками или готовыми хомутами.

Повышенную сложность представляют участки, требующие дополнительного усиления – это углы и области примыкания фундаментных лент. Подробно об этом рассказывается в соответствующей статье.

стеклопластиковая арматура

Эти же требования распространяются при усилении углов и примыканий Г-образными и П-образными дополнительными армирующими элементами.

Вязку металлического каркаса из арматуры для ленточного фундамента можно производить не только в обустраиваемой опалубке, но и отдельными фрагментами (изготовленными в удобном для вас месте), которые затем опускают в короб.

Важно! Необходимо связать арматуру отдельных фрагментов между собой.

Связка арматуры для фундамента и правильный выбор ее диаметра являются основными факторами, влияющими на прочность основания будущего сооружения. При осуществлении вязки арматуры для фундамента особое внимание необходимом уделять плотности всех соединений.

Потому что при сварке под действием высокой температуры меняется кристаллическая решетка стали, что приводит к снижению прочности стыка. Поэтому вопрос, как правильно вязать арматуру для фундамента, сегодня стоит актуально для тех, кто своими руками пытается залить основание дома. Рассмотрим все процессы более подробно.

До начала разбора темы, как правильно вязать арматуру для фундамента, надо разобраться с самой арматурой. Ведь сегодня рынок предлагает две ее разновидности:

  1. Это обычная стальная.
  2. Композитная.

Использовать обычную стальную все привыкли давно. Но что собой представляет вторая модель, чем она отличается от первой, и лучше ли она.

Инструкция по вязке арматуры крючком

Лучше всего приспособление купить в специализированном магазине, но сделать это не всегда возможно. Особенно большие проблемы возникают у жителей отдаленных деревень, им приходится несколько часов добираться в одну сторону, и то при условии, что грунтовые дороги находятся в проезжем состоянии. Выход есть – крючок можно сделать самостоятельно в течение всего одного часа.

Схема крючка
Схема крючка

Понадобится кусок проволоки диаметром примерно 6 мм и длиной ≈ 20 см.

Проволока для крючка
Проволока для крючка

Небольшой отрезок бруска с отверстием для ручки и две шайбочки. Отверстие должно примерно на 0,5 мм превышать диаметр проволоки для гарантирования свободного вращения.

Брусок с отверстием
Брусок с отверстием

Шаг 1. Разметьте проволоку. Надо знать длину ручки (метку делайте с запасом 4–5 мм на шайбы и для свободного вращения), место первого изгиба, через 5 см место второго изгиба, и участок загиба под крючок.  

Разметка
Разметка

Катанка отлично гнется, что упрощает процесс изготовления, сталь при таких резких загибах дает трещину. Если нет катанки, то отжигайте стальную. Нагрейте ее до ярко-красного цвета и постепенно охлаждайте. За это время происходят изменения в кристаллах металла, цементит переходит в феррит, он становится мягким.

Шаг 2. На наждачном станке или болгаркой заточите острие крючка под конус.

Заточка проволоки
Заточка конца проволоки

Это надо делать обязательно, в противном случае очень сложно вынуть инструмент после связывания арматуры. Но это потребуется много времени и усилий, а конусная форма решает все проблемы. Длина конуса примерно 3–4 см.

Заточенная проволока
Заточенная проволока

Шаг 3. Вертикально зажмите заготовку в тисках, ударами тяжелого молотка начинайте гнуть. Острие крючка должно быть под углом примерно 80°. Не делайте большого загиба, это усложняет процесс вязки арматуры. При вынимании его приходится сильно наклонять, а это не всегда возможно и довольно неудобно.  

Изгиб кончика проволоки
Изгиб кончика проволоки

Шаг 4. Согните проволоку под ручку. Для этого ее надо опять зажать в тисках и рукой надавливать в нужную сторону. Периодически контролируйте угол по предварительно нарисованному эскизу приспособления.  

Изгиб проволоки
Изгиб проволоки

Шаг 5. По нанесенной метке сделайте изгиб для возможности придания крючку вращения при закручивании.  

Продолжение процесса гибки
Продолжение процесса гибки

Шаг 6. Вставьте в тиски готовое изделие и выровняйте его таким способом, чтобы все участки и колена располагались на одной линии.  

Изогнутая заготовка крючка
Изогнутая заготовка крючка

Шаг 7. Приварите нижнюю упорную шайбу ручки. Она располагается у самого изгиба, выставьте ее перпендикулярно оси проволоки. Варите осторожно, правильно отрегулируйте силу тока, не прожигайте тонкий металл.

Упорная гайка
Упорная гайка

Шаг 8. Вставьте на место ручку и приварите вторую шайбу, она не допускает ее выпадения при работе. Здесь также надо сваривать аккуратно, деревянная ручка из-за перегрева может воспламениться.  

Для уменьшения трения во время вращения крючка в ручке металлическую проволоку рекомендуется смазать солидолом или иной густой смазкой. Дополнительно дерево будет защищаться от процессов гниения. Если дерево во время сварки быстро загорается, то торцы рекомендуется замочить в воде, испорченные участки можно потом отрезать.

Шаг 9. Проверьте работоспособности крючка.

Готовый крючок
Готовый крючок

Если обнаружились проблемы, то их надо исправить.  

  1. Изделие плохо поворачивается вокруг ости. Регулировка делается изменением поворотного плеча. Чем оно больше – тем выше усилия закручивания проволоки, но работа немного усложняется. Рука должна двигаться с увеличенной амплитудой.  
  2. Крючок тяжело вынимается после затягивания проволоки. Может быть три причины: большой угол загиба, малый конус затачивания и шероховатая поверхность. Каждая из них легко ликвидируется, исправлять проблему надо до тех пор, пока работать крючком станет удобно.  

Постарайтесь довести приспособление до идеального состояния, вам придется ним вязать очень много узлов. Расстояние между точками фиксации зависит от диметра арматуры, размеров клетки и конкретного назначения железобетонного изделия. 

Вязать арматуру голыми руками бесполезно – добиться необходимого усилия по затяжке проволоки можно только с помощью дополнительных инструментов. Пошагово разберем основные приемы, как вязать арматуру крючком.

Ручным

Для вязки проволоки вручную понадобится крючок. Проволока складывается вдвое и поддевается под место фиксации. Свободный конец продевается в петлю и закручивается крючком до плотного натяжения проволоки.

Для работы с проволокой можно применить: ручной вязальный крючок (его легко приобрести в любом строительном магазине), самодельный крючок для вязки арматуры, полу-автоматический механический крючок (стоит дороже обычного ручного) или крючок для вязания, сделанный на основе шуруповерта.

Берем толстый электрод или металлический пруток подходящего диаметра, один конец которого затачиваем и сгибаем под нужным углом. Из второго конца прутка выгибаем ручку (при желании можно обмотать изолентой). Крючок для вязки арматуры своими руками готов.

Материалом для изготовления служит металлический пруток, оба конца которого затачиваем. На один конец прутка насаживаем круглую деревянную заготовку для ручки (с просверленным отверстием по диаметру чуть меньше диаметра прутка); второй конец прутка загибаем на необходимый (удобный вам) угол.

Предлагаем ознакомиться  Печь на отработке с водяным контуром: принцип работы котла, печи на отработанном масле, чертежи печи с водяной рубашкой, как сделать своими руками

В качестве исходного материала подойдет старая отвертка (или строительное шило), металлический конец которой затачиваем. Затем изгибаем его на необходимый угол и получаем крючок для вязания арматуры с удобной ручкой.

Узел для вязки арматуры

На заметку! Фото поможет вам без труда изготовить крючки для вязки арматуры.

Способы вязки арматуры довольно просты и понятны. Схема поэтапной вязки арматуры:

  1. Проволоку нарезаем на куски (размер подбираем экспериментально в зависимости от диаметра прутков).
  2. Подготовленный кусок складываем пополам.
  3. Загибаем сдвоенную заготовку вокруг места пересечения арматурных прутьев.
  4. Вставляем крючок в петлю и накладываем на него свободные концы.
  5. Вращаем крючок (обычно достаточно 3-4 вращательных движений) до получения плотной скрутки.

Внимание! Обвязывать арматуру по вышеизложенной технологии можно с помощью крючка любого типа.

Существует еще один способ как вязать арматуру крючком – внахлест.

  1. Кусок проволоки отрезаем в два раза длиннее, чем в первом случае.
  2. Складываем кусок пополам и еще раз пополам.
  3. Двойной изгиб укладываем на верхний пруток.
  4. Заводим два двойных куска под нижний пруток и поднимаем вверх.
  5. Засовываем крючок в петлю и прижимаем к нему два свободных конца.
  6. Вращаем крючок и обжимаем место соединения. Если применяем механический крючок, то с усилием тянем ручку на себя. Плотную скрутку получаем вследствие того, что поступательное движение посредством червячной передачи преобразуется во вращательное.

Какую арматуру используют для вязки каркаса

Итак, переходя к подготовке всего необходимого для обустройства фундамента, необходимо получить информацию о том, какая арматура лучше подходит для формирования каркаса ленточного основания. В наше время в продаже на строительных рынках можно встретить «классическую» стальную и композитную арматуру.

Стальная арматура, применяемая для создания каркасов для заливки фундаментов, должна соответствовать требованиям действующих ГОСТ. В жилом строительстве чаще всего применяется материал, выпущенный в соответствии с ГОСТ-5781-82. Этот стандарт регламентирует параметры горячекатаной арматуры, предназначенной для применения в обычных и предварительно напрягаемых строительных конструкциях.

Для армирования фундаментов чаще всего применяется горячекатаная арматура, выпущенная в соответствии с ГОСТ-5781-82.
Для армирования фундаментов чаще всего применяется горячекатаная арматура, выпущенная в соответствии с ГОСТ-5781-82.

В соответствии с положениями ГОСТ, эта арматура подразделяется на шесть классов. Если для первого класса используется обычная низкоуглеродистая сталь, то по мере повышения класса возрастает содержание специальных и даже легирующих добавок, резко повышающих механическую прочность материала.

Арматурные пруты I класса имеют гладкую внешнюю поверхность. Всем остальным (за редким исключением) придается рифлёная форма, так называемый периодический профиль кольцевого, серповидного или смешанного типа. Такая рельефная структура поверхности предназначена для максимального контакта армирующих элементов конструкции с набирающим прочность бетоном.

Для основного армирования ленточного фундамента оптимальным выбором, с позиций вполне достаточной степени прочности и приемлемой цены, станет арматура класса А-III, диаметром от 12 до 18 мм, в зависимости от особенностей создаваемой конструкции. Показатели классов от четвертого и выше останутся просто невостребованными, а вот A-II может оказаться и слабоватой.

Стоит обратить внимание и на наличие буквенного индекса.

  • Так, литер «С» говорит о том, что эта арматура может соединяться посредством сварки. Со всеми другими типами сварочные работы полностью исключаются – структура стали при высокотемпературном нагреве изменяется, и каркас потеряет необходимую прочность.
  • Буквенное обозначение «К» имеют изделия, изготовленные из стали с повышенными антикоррозионными свойствами. Их обычно применяют при возведении объектов, к которым предъявляются особые требования, и для ленточного фундамента под частное строительство приобретение подобной арматуры (а стоит она, безусловно, значительно дороже) не видится необходимостью.
Гладкие горячекатаные пруты класса A-I – оптимальный вариант для изготовления хомутов, объединяющих основную арматуру в единый объемный каркас
Гладкие горячекатаные пруты класса A-I – оптимальный вариант для изготовления хомутов, объединяющих основную арматуру в единый объемный каркас

А вот для дополнительных элементов конструкции – перемычек, стоек, хомутов, придающих основному каркасу необходимую объемность, вполне подойдут гладкие арматурные стержни класса A-I диаметром 6 мм (при высоте ленты до 800 мм) или 8 мм (при большей высоте). Они легко изгибаются в необходимую конфигурацию, и их прочностных характеристик для такого применения – вполне достаточно. Можно использовать и рифленые пруты класса A-II, но это уже будет несколько дороже.

Цены на арматуру

арматура

Скрепление арматуры чаще всего производится с помощью специальной вязальной проволоки, которая устанавливается и закручивается петлей во всех точках пересечения стальных прутов. Применение сварки не приветствуется сразу по нескольким причинам:

  • Любой, даже качественно исполненный сварной шов – место с повышенной уязвимостью к коррозии.
  • Непровар в месте соединения, который вполне можно не заметить при монтаже каркаса, может обернуться нарушением целостности конструкции на этапе заливки тяжеловесного бетонного раствора.
  • Даже незначительный перегрев прута в точке его пересечения с другим элементом конструкции дает снижение заложенных в него армирующих качеств.

Так что если даже застройщик себя считает опытным сварщиком и имеет в распоряжении аппарат, то все равно от такой операции лучше воздержаться. К слову, к работам по сварке арматурных конструкций, там, где это необходимо в условиях промышленного строительства, допускаются только мастера высшего квалификационного разряда. И при этом должна применяться исключительна арматура, обозначенная литером «С».

Композитная арматура – это относительно новый строительный материал. Она может быть произведена на разных основах — это стеклопластик, углепластик или базальтопластик.

Стеклопластиковая арматура – набирающий популярность материал, в применении которого пока что еще не все однозначно
Стеклопластиковая арматура – набирающий популярность материал, в применении которого пока что еще не все однозначно

Самой распространенной в этой категории является стеклопластиковая арматура, так как она имеет более доступную цену по сравнению с двумя другими видами, обладая при этом высоким прочностными качествами.

Композитные пруты применяется для армирования разных видов фундаментов, в том числе и ленточных. Преимуществом этого вида арматуры является ее низкая теплопроводность по сравнению с металлическими прутьями. Поэтому эти изделия хорошо подойдут для армирования фундаментов и цокольных стен, которые планируется утеплять, так как за счет этого материала не будет происходить лишних потерь тепла.

Полимерная арматура инертна к внешним воздействиям, поэтому достаточно долговечна — ей не страшна влага и довольно высокие перепады температуры. Если при обустройстве фундамента используется качественный бетон и стеклопластиковая арматура, основа под дом должна получиться прочной и долговечной.

Монтаж полимерных прутьев – существенно проще, чем установка и скрепление металлической арматуры, так как они имеют небольшой вес, легко скрепляются хомутами или проволокой и не оставляют следов ржавчины на руках и одежде.

Можно провести сравнение со стальной арматурой по базовым показателям:

  • Прочность на растяжение, при равном диаметре, у стального прута — 390 МПа, стеклопластикового — 1000 МПа.
  • Стеклопластик имеет массу в 3,5 раза меньше, чем сталь.
  • Сталь подвержена коррозии, полимер устойчив к воздействию кислой среды.
  • Стеклопластик не проводит электричество, в отличие от металла.
  • Сталь имеет высокий показатель теплопроводности, полимер же практически не проводит тепло.
  • Металл – негорючий материал, стеклопластик же относится к слабогорючим самозатухающим.
  • Упругость стали в несколько раз выше, чем у стеклопластика.
  • Полимеры обладают большим сопротивлением на разрыв, однако, при нагревании до очень высоких температур связующий волокна пластик становится мягким, теряя упругость.
  • Композитная арматура скрепляется только пластиковыми хомутами или проволокой, металлическая может быть сварена или скручена проволокой.

Из сравнения характеристик этих двух материалов напрашивается вывод, что для тяжелых построек лучше всего все-таки использовать металлическую арматуру, а для легких сооружений подойдет и каркас для ленточного фундамента из стеклопластика. Однако, следует иметь в виду несколько важных нюансов.

  • На сегодняшний день еще не разработано четких технологических рекомендаций по использованию композитной арматуры – все расчеты пока что базируются на применении стальных изделий. Так что хозяин, принимающий решение об использовании стеклопластикового каркаса, идет на определённый риск.
  • Рынок буквально наводнен стеклопластиковой арматурой весьма сомнительного качества. Это неудивительно – если производство стального проката требует исключительно специфических производственных условий, то линии по выпуску композитных прутов рекламируются и реализуются всем желающим попробовать свои силы в этом бизнесе. Естественно, ни о каком соблюдении ГОСТ в этом случае говорить не приходится – в лучшем случае декларируется соответствие самостоятельно установленным техническим условиям (ТУ), в которых или сознательно занижены, или невнятно изложены критерии оценки качества продукции. А очень часто – партии товара вообще не имеют никакой сопроводительной технической документации.
Если уж брать на себя смелость применения стеклопластиковой арматуры, то только – с качеством, соответствующим ГОСТ. Увы, рынок буквально переполнен низкопробным материалом
Если уж брать на себя смелость применения стеклопластиковой арматуры, то только – с качеством, соответствующим ГОСТ. Увы, рынок буквально переполнен низкопробным материалом

На таких прутьях могут быть продольные или поперечные (заметные на срезе) трещины, расслоения, торчащие волокна, узлы, потеки смолы, неравномерный шаг завивки, различие в цвете, что, в свою очередь, говорит о явном несоблюдении температурно-временного режима обработки. Как поведет себя такая арматура в нагруженном состоянии в составе каркаса ленточного фундамента – сказать сложно, и надеяться на то, что «пронесет» — не самое разумное решение.

Предлагаем ознакомиться  Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Полезные видеоматериалы — в помощь начинающему строителю

Достоинства:

  1. Довольно надежный способ связывать арматурные прутья.
  2. Высокая скорость выполнения работ.
  3. Менее трудоемкий процесс, чем ручная вязка.

Недостатки:

  1. Под воздействием высокой температуры при сварке изменяются физико-химические свойства стали (кристаллическая структура железа нарушается). В местах соединения значительно уменьшается прочность арматурного прута на изгиб и разрыв. В конечном итоге это приводит к уменьшению надежности всего армирующего каркаса.
  2. Использование сварки значительно увеличивает жесткость каркаса из арматурных прутьев. При уплотнении раствора вибраторами возникает риск деформации или разрушения жестких сварных соединений.
  3. Металл каркаса в районе сварочных швов более подвержен коррозии, что сокращает долговечность всей железобетонной конструкции.
  4. Для проведения сварочных работ необходимо специальное оборудование.
  5. Участок проведения таких работ должен быть подключен к электроснабжению, что не всегда возможно (особенно при загородном строительстве).
  6. Работы может производить только квалифицированный специалист (сварщик). От его опыта и квалификации зависит, насколько прочно и надежно произведена вязка каркаса из стальной арматуры.

Приемы вязки арматуры

Существует несколько способов ручного связывания металлических прутьев в конструкцию каркаса под фундамент. Они будут далее рассмотрены более подробно.

Вязка арматуры вручную – не слишком сложное, но довольно длительное и трудоемкое занятие. Процесс увязки узла проводится в несколько шагов:

  • Если планируется использовать обычную проволоку (то есть без подготовленных по ее концам петель), то ее нарезать фрагментами длиной по 250÷300 мм.
  • Ровный отрезок проволоки складывается вдвое. Затем этот уже спаренный отрезок изгибается так, чтобы на образовавшуюся петлю приходилось около трети поучившейся длины, а остальное оставалось на свободные концы.
Два приёма увязывания узла – заведение проволочной петли и дальнейшее скручивание крючком
Два приёма увязывания узла – заведение проволочной петли и дальнейшее скручивание крючком
  • Далее, получившимся проволочным «крюком» огибается место соединения двух прутов арматуры.
Заведение проволочной петли за перекрестье арматурных прутьев
Заведение проволочной петли за перекрестье арматурных прутьев
  • Образовавшаяся при сложении пополам проволоки петля подцепляется вязальным крючком, и к нему же пригибаются парой оставшиеся свободные концы. После этого начинается их скрутка.
Увязывание узла с помощью полуавтоматического инерционного крючка
Увязывание узла с помощью полуавтоматического инерционного крючка
  • Крючок нужно поворачивать по часовой стрелке до тех пор, пока скручиваемая проволока не упрется плотно в соединяемую арматуру. Усилие, безусловно, нужно уметь «дозировать» — не стоит затягивать скрученную проволоку слишком туго, иначе она может лопнуть, и процесс придется начинать заново.
  • По завершении работы крючок из петли вытаскивается, «усы» можно пальцами подогнуть к прутьям, чтобы они сильно не торчали – и соединение готово.
С готовыми проволочными элементами работать будет еще проще – выпадает подготовительный процесс нарезки и формирования петли
С готовыми проволочными элементами работать будет еще проще – выпадает подготовительный процесс нарезки и формирования петли

Еще проще работать с подготовленными проволочными крепежными элементами, имеющие петли по краям. Их также сгибают пополам, а затем в совмещенные петли вставляют крючок и производят скрутку по часовой стрелке.

Скрутка, производимая вручную, может осуществляться также с помощью клещей, но этот инструмент имеет смысл применять только для неотожженой проволоки, имеющей достаточно большой диаметр. Другие виды материала могут просто сломаться под давлением мощного инструмента.

Если для увязки толстой проволоки применяются клещи, то можно руководствоваться показанными приемами работы
Если для увязки толстой проволоки применяются клещи, то можно руководствоваться показанными приемами работы

1 – Связывание арматуры пучком проволоки, то есть несколькими отрезками, сложенными вместе, без подтягивания.

2 – Связка угловых узлов.

3 – Двухрядный узел.

4 – Крестовый узел.

5 – Мертвый узел.

6 – Связка стержней специальным соединительным элементом.

7 – Арматурные стержни.

8 – Соединительный металлический элемент.

9 – Вид спереди.

10 – Вид сзади.

Кроме металлической проволоки, для связки арматурных элементов каркаса используются также пластиковые хомуты.

Некоторые мастера отдают при увязке каркаса предпочтение пластиковым затяжкам-хомутам
Некоторые мастера отдают при увязке каркаса предпочтение пластиковым затяжкам-хомутам

У этих крепежных элементов есть ряд своих достоинств и недостатков, о которых нужно знать, выбирая эту технологию увязки каркаса.

К «плюсам»хомутов из пластика можно отнести несколько моментов. Это:

  • Простота и удобство проведения процесса увязки каркаса.
  • Скрепление арматуры хомутами не требует каких-либо дополнительных инструментов.
  • Быстрота проведения работ, минимальные затраты физических усилий.
  • Прочность связки после отвердевания бетона.

«Минусами» пластиковых креплений называют следующие факторы:

  • Весьма высокая общая стоимость материала.
  • Недостаточная прочность крепежных узлов до заливки бетонного раствора и его созревания.
  • Невозможность производить монтаж каркаса при отрицательных температурах, так как прочность соединений под их воздействием ослабляется, а пластик теряет эластичность, становится хрупким.

Если есть финансовые возможности, а работа должна быть произведена быстро и без применения дополнительных инструментов, то можно использовать пластиковые хомуты с сердцевиной из металла. Такие затяжки обладают преимуществами как пластиковых, так и металлических крепежных элементов, то есть простотой монтажа и прочностью соединения. Правда, за это придется раскошелиться.

В некоторых случаях для установки арматурных прутьев применяют так называемые «бобышки» — фиксаторы, изготовленные из пластика. Конструкции их бывают весьма разнообразны, и такие изделия применяются либо как временно скрепляющие прутья элементы, либо как как подставки для нижнего ряда арматурных прутьев или в роли своеобразных «калибраторов» — для боковых.

Пластиковые вставки – для правильного формирования объемного каркаса и для соблюдения необходимых дистанций от поверхностей дна и стенок опалубки
Пластиковые вставки – для правильного формирования объемного каркаса и для соблюдения необходимых дистанций от поверхностей дна и стенок опалубки

В каркасе под ленточный фундамент такие вставки применяют для соблюдения расстояния между арматурными элементами и стенками опалубки, так как между ними должен сохраняться зазор для бетонного слоя шириной в 50 мм.

Узел для вязки арматуры

Еще один прием связывания арматуры на пересечениях — это применение специальных стальных монтажных скоб. Их изготавливают  из стальных прутьев с высоким показателем упругости, диаметром от 2 до 4 мм, то есть они действуют буквально как пружина, а внешне чем-то напоминают скрепку.

Соединительный узел двух перекрещивающихся прутов арматуры, собранный с применением специального прудинящего коннектора-скрепки
Соединительный узел двух перекрещивающихся прутов арматуры, собранный с применением специального пружинящего коннектора-скрепки

Такая скрепка-коннектор изогнута с созданием петли, а оба конца ее заканчиваются крючками. Как устанавливается подобное соединение — хорошо показано на иллюстрации. Безусловно, это удобно, но приобретение большого количества таких скрепок обойдется весьма недешево.

Вязка этого вида арматуры несколько отличается от работы над скреплением металлических прутьев. При выборе композитного армирующего материала для создания каркаса, прежде чем перейти к его вязке, нужно обязательно произвести точные расчеты по распределению веса конструкции. Если при монтаже металлического каркаса могут быть допущены небольшие погрешности, то для стеклопластика они недопустимы. А о сложности именно этого момента уже упоминалось выше.

В зависимости от тяжести материала стен, расстояние между полимерными прутьями может составлять 150÷350 мм. Если фундамент делается под легкие постройки, то расстояние может быть увеличено до 600 мм. Но увы, четких нормативов пока нет.

В хомуты согнуть стеклопластиковую арматуру не получится, поэтому каркас вяжется с применением отдельный перемычек и стоек
В хомуты согнуть стеклопластиковую арматуру не получится, поэтому каркас вяжется с применением отдельный перемычек и стоек

При укладке нижнего армирующего пояса под него обязательно, и с довольно-таки малым шагом устанавливаются пластиковые подставки. Они необходимы для того, чтобы при заливке в опалубку бетонного раствора, армирующий каркас не стал проседать под тяжестью раствора. В этих же целях достаточно часто для упрочнения стеклопластикового каркаса применяют металлические пруты, которые сохранят конструкцию в первоначальном виде  на этапе заливки.

Вязка конструкций из композитной арматуры производится также разными способами, некоторые из которых практически не отличаются от крепежных операций на металлических каркасах.

Самый простой и быстрый способ – это применение пластиковых хомутов-затяжек
Самый простой и быстрый способ – это применение пластиковых хомутов-затяжек
  • Вязка пластиковыми или металлопластиковыми хомутами – это самый простой, удобный и быстрый способ скрепления, но весьма затратный.
Для монтажа композитных каркасных конструкций могут применяться специальные пластиковые крепления
Для монтажа композитных каркасных конструкций могут применяться специальные пластиковые крепления
  • Крепление специальными пластиковыми креплениями, которые защелкиваются на прутьях арматуры в местах их соединения – этот способ считается самым надежным для полимерных каркасов.
  • Металлической (алюминиевой) мягкой проволокой. Вязка производится по тому же принципу, что и на стальных каркасах, то есть с помощью крючка. Однако, учитывая специфические свойства алюминиевой проволоки, ее нельзя затягивать очень сильно, иначе она легко сломается.

Арматурный каркас с указанными местами обвязки

Еще раз заметим: прежде чем выбрать композитную арматуру, необходимо взвесить все «за» и «против», и быть готовым взять ответственность за неудачу на себя. Для строительства фундаментов частных домов все-таки чаще всего используется металлическая арматура, каркасные конструкции из которой легко просчитываются, будут предсказуемы, так как уже проверены многолетней практикой.

В завершение публикации – несколько полезных видеосюжетов с технологическими рекомендациями по процессу вязки арматурного каркаса.

Обвязка металлическими скобами

Обвязка арматуры может производиться при помощи специальных металлических скоб.

Достоинства:

  • высокая скорость выполнения связки;
  • инструмент для вязки арматуры не требуется (все делается руками);
  • работу может выполнить даже неподготовленный человек;
  • одинаковая плотность связанных соединений.

Недостатки:

  • необходимость приобретения комплекта специальных скоб для производства вязки арматуры определенного диаметра;
  • ограниченная область применения: только для крепления простых перекрестных соединений;
  • недостаточная прочность крепления (в основном подходит для нетяжелых горизонтальных конструкций, например для армирования стяжек).

Обвязка пластиковыми хомутами

Один из вариантов вязки каркаса основания с применением крючка

Вязание арматуры с помощью пластиковых хомутов – простой и удобный метод для создания арматурного каркаса.

Плюсы:

  • пластик не подвержен коррозии;
  • простота монтажа;
  • высокая скорость вязки;
  • невысокая стоимость;
  • нет необходимости применения специальных инструментов.

Минусы:

  • работы невозможно проводить при отрицательных температурах (пластик становится хрупким);
  • прочность соединений вызывает сомнения у многих профессионалов;
  • довольно большой коэффициент удлинения пластика может привести к уменьшению жесткости армирующего каркаса (или нарушению геометрии).

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector